Franciscan Letters from the Golden Horde: Latin Sources on the Religious Policy of Uzbek Khan (1312/13–1341).

R. Hautala

Abstract


Despite a large number of academic publications, the process of early Islamization of the Golden Horde is still insufficiently studied. Review of contemporary studies, found at the beginning of this paper, serves both to present a general view on the causes and nature of Islamization and demonstrate certain drawbacks of this opinion. The following brief overview of the sources used by researchers is intended to demonstrate the need to consider content of alternative sources. In this context, the most valuable are those written sources that were drawn up in the territory of the Golden Horde during the reign of Uzbek Khan. Therefore, the author finds it perfectly appropriate to present, in the second part of this paper, the content of those Latin sources that contain valuable information on the religious situation in the Golden Horde.

 

 


Keywords


History of the Golden Horde; Islamization of the nomads; external and internal written sources; Latin sources; Franciscan missionary work among the nomads

References


Аннинский С. А. Известия венгерских миссионеров XIII–XIV вв. о татарах и восточной Европе // Исторический архив. М.; Л., 1940. № 3. С. 71–112.

Васильев Д. В. К вопросу о роли суфизма в исламизации Золотой Орды // Гуманитарные исследования. Астрахань, 2003. № 6. С. 19–24.

Васильев Д. В. Ислам в Золотой Орде. Историко-археологическое исследование. Астрахань, 2007. 191 с.

Гарустович Г. Н. Католическая миссионерская деятельность на Южном Урале в XIV веке // Золотоордынская цивилизация. Казань, 2012. Вып. 5. С. 137–148.

Гарустович Г. Н. Религиозная ситуация в Золотой Орде глазами современников // Ислам и власть в Золотой Орде. Казань, 2012. С. 73–97.

Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. Москва, 1950. 478 с.

Григорьев А. П. Ярлык Менгу-Тимура: Реконструкция содержания // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1990. № 12. С. 53–102.

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. 766 с.

Егоров В. Л. Развитие центробежных устремлений в Золотой Орде // Вопросы истории. М., 1974. № 8. С. 36–50.

Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII–XIV вв. М., 1985. 245 с.

Жандарбек З. З. Йасавийа и этническая история населения Дешт-и Кипчака (по материалам казахских шеджере) // Подвижники Ислама: культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. М., 2003. С. 326–335.

Измайлов И. Л. Ислам в Золотой Орде // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань, 2002. С. 38–61.

Измайлов И. Л. Ислам и язычество в Улусе Джучи: проблемы и дискуссии // Восток – Запад: Диалог культур Евразии. Проблемы средневековой истории и археологии. Казань, 2004. Вып. 4. С. 99–107.

Измайлов И. Л. Принятие ислама в Улусе Джучи: причины и этапы исламизации // Ислам и власть в Золотой Орде. Казань, 2012. С. 98–117.

Измайлов И. Л., Усманов М. А. Ислам в Улусе Джучи // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Казань, 2009. С. 599–617.

Ислаев Ф. Г. К вопросу об исламизации Золотой Орды // Золотоордынское наследие. Выпуск 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М. А. Усманова. Казань, 29–30 марта 2011 г. Казань, 2011. С. 129–134.

Исхаков Д. М. Проблема «окончательной» исламизации Улуса Джучи при хане Узбеке // Ислам и власть в Золотой Орде. Казань, 2012. С. 129–153.

Исхаков Д. М. О некоторых аспектах конфессиональной ситуации в Улусе Джучи в начальный период правления хана Узбека // Золотоордынская цивилизация. Научный ежегодник. Казань, 2013. Вып. 6. С. 98–105.

Исхаков Д. М., Измайлов И. Л. Этнополитическая история татар (III – середина XVI вв.). Казань, 2007. 356 с.

Зиливинская Э. Д. Культовые постройки времени Узбека в Золотой Орде // Золотоордынская цивилизация. Казань, 2013. Вып. 6. С. 82–97.

Кобищанов Ю. М. Империя Джучидов // Очерки истории распространения исламской цивилизации. В двух томах. Т. 2. Эпоха великих мусульманских империй и Каирского Аббасидского Халифата (середина XIII – середина XVI в.). М., 2002. С. 13–130.

Костюков В. П. Была ли Золотая Орда «Кипчакским ханством»? // Тюркологический сборник. 2005: Тюркские народы России и Великой степи. М., 2006. С. 199–237.

Костюков В. П. Культурные трансформации в Урало-казахстанской степи в первой половине II тыс. н.э. // Археология Южного Урала. Степь (проблемы культурогенеза). Челябинск, 2006. С. 444–456.

Костюков В. П. Историзм в легенде об обращении Узбека в ислам // Золотоордынское наследие. Казань, 2009. Вып. 1. С. 67–80.

Крамаровский М. Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия. СПб., 2011. 544 с.

Лапшина И. Ю. Вопросы воцарения и смерти Узбек-хана // Золотоордынская цивилизация. Научный ежегодник. Казань, 2013. Вып. 6. С. 112–120.

Малышев А. Б. Сообщение анонимного минорита о миссионерских пунктах францисканцев в Золотой Орде в XIV в. // Археология Восточно-Европейской степи. Саратов, 2006. Вып. 4. С. 183–189.

Миргалеев И. М. Предисловие // Ислам и власть в Золотой Орде. Казань, 2012. С. 4–5.

Миргалеев И. М., Хамидова Ч. И. Генеалогия предков Узбек-хана по данным «Шуаб-и панджгана» Рашид ад-дина // Золотоордынская цивилизация. Научный ежегодник. Казань, 2013. Вып. 6. С. 22–25.

Мыськов Е. П. Политическая история Золотой Орды (1236–1313). Волгоград, 2003. 178 с.

Мыськов Е. П. Наследование верховной власти в Золотой Орде во второй половине XIII – начале XIV в. // Золотоордынская цивилизация. Научный ежегодник. Казань, 2013. Вып. 6. С. 121–129.

Полное собрание русских летописей. Т.1. Лаврентьевская летопись. М., 1962. 267 с.

Полное собрание русских летописей. Т. 6. Софийская первая летопись. М., 2000. 320 с.

Полное собрание русских летописей. Т. 7. Летопись по Воскресенскому списку. СПб., 1856. 345 с.

Полное собрание русских летописей. Т. 9–10. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 1965. 244 с.

Полное собрание русских летописей. Т. 18. Симеоновская летопись. СПб., 1913. 316 с.

Полное собрание русских летописей. Т. 24. Типографская летопись. Петроград, 1921. 272 с.

Полное собрание русских летописей. Т. 25. Московский летописный свод конца XV века. М.; Л., 1949. 464 с.

Почекаев Р. Ю. Золотоордынские ярлыки русской церкви как пример правоотношений светской и духовной власти на государственном и надгосударственном уровне // Политико-правовые основы социального партнерства государства и традиционных конфессий. Материалы научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 3 июня 2004 г. СПб., 2005. С. 88–92.

Почекаев Р. Ю. Поддельные акты золотоордынских правителей и их реальные прототипы // Актуальные проблемы истории и культуры татарского народа. Материалы к учебным курсам. В честь юбилея академика АН РТ М. А. Усманов. Казань, 2010. С. 142–154.

Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. СПб., 2010. 408 с.

Почекаев Р. Ю. К вопросу об административном устройстве Золотой Орды и пост-ордынских государств: особенности управления оседлым и кочевым населением // Сибирский сборник – 3. Народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской. СПб., 2011. Вып. 3. С. 176–186.

Почекаев Р. Ю. Административная реформа хана Узбека: предпосылки, содержание, последствия // Золотоордынская цивилизация. Научный ежегодник. Казань, 2013. Вып. 6. С. 199–208.

Почекаев Р. Ю. Золотая Орда: между средневековыми арабскими хронистами и современным независимым историком (рецензия на книги: Юр-ченко А. Г. Золотая Орда: между Ясой и Кораном (начало конфликта). Книга-конспект. СПб.: Евразия, 2012. 368 с.: илл.; Юрченко А. Г. Хан Узбек: Между империей и исламом (структуры повседневности). Книга-конспект. СПб.: Евразия, 2012. 400 с.: илл.) // Золотоордынская цивилизация. Научный ежегодник. Казань, 2013. Вып. 6. С. 282–290.

Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. СПб., 2002. 514 с.

Сабитов Ж. М. Узбек-хан: проблема прихода к власти // Золотоордынское наследие. Выпуск 2. Материалы второй Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды», посвященной памяти М. А. Усманова. Казань, 29–30 марта 2011 г. Казань, 2011. С. 111–115.

Сабитов Ж. М. Административная реформа хана Узбека // Ислам и власть в Золотой Орде. Казань, 2012. С. 232–239.

Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960. 279 с.

Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды // На стыке континентов и цивилизаций: Из опыта образования и распада империй Х–ХVI вв. М., 1996. С. 277–526.

Селезнев Ю. В. Элита Золотой Орды. Казань, 2009. 232 с.

Сочнев Ю. В. К вопросу о религиозной принадлежности хана Узбека до восхождения на Сарайский престол // Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С.И. Архангельского. XV чтения памяти члена-корреспондента АН СССР С.И. Архангельского, 25–26 февраля 2007 г. Нижний Новгород, 2007. С. 16–20.

Сочнев Ю. В. Политическая борьба XIV в. нижегородских и московских князей и краткая коллекция ярлыков выданных ордынскими ханами русским митрополитам // Вопросы архивоведения и источниковедения в высшей школе. Сборник материалов научно-практической конференции (7 декабря 2007 г.). Арзамас, 2008. № 4. С. 51–60.

Сочнев Ю. В. Православие как фактор развития религиозной ситуации в Золотой Орде // Textum Historiae: Исследования по теоретическим и эмпирическим проблемам Всеобщей истории. Нижний Новгород, 2008. № 3. С. 149–165.

Сочнев Ю. В. К оценке достоверности сведений предисловия к ярлыку хана Узбека о конфессиональной политике ордынских властителей // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Казань, 2013. Вып. 6. С. 49–60.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884. 579 с.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2. Извлечения из Персидских сочинений. М.;Л., 1941. 310 с.

Усманов М. А. Этапы исламизации Джучиева улуса и мусульманское духовенство в татарских ханствах ХIII–XVI веков // Духовенство и политическая жизнь на Ближнем и Среднем Востоке в период феодализма. М., 1985. С. 177–185.

Утемиш-хаджи. Чингиз-наме. Алма-Ата, 1992. 243 с.

Фёдоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973. 180 с.

Фёдоров-Давыдов Г. А. Религия и верования в городах Золотой Орды // Татарская электронная библиотека. 1998. Режим доступа: http://kitap.net.ru/islam/fedorov-davydov.php (проверено 15.05.2014).

Шамильоглу Ю. Высокая исламская культура Золотой Орды // История татар с древнейших времен в семи томах. Т. III. Улус Джучи (Золотая Орда). XIII – середина XV в. Казань, 2009. С. 589–598.

Юрченко А. Г. Хан Узбек: Между империей и исламом (структуры повседневности). Книга-конспект. СПб., 2012. 400 с.

Acta Joannis XXII (1317–1334) e regestis vaticanis aliisque fontibus collegerunt notisque adornarunt / Tăutu A.L. (ed.) // Fontes. Pontificia commissio ad redigendum codicem juris canonici orientalis. Romae, 1966. Series III, Vol. VII/2. 302 p.

Amitai R. The Mongols in the Islamic Lands: Studies in the History of the Ilkhanate. Aldershot, UK; Burlington, VT, 2007. 372 p.

Amitai R. Holy War and Rapprochement: Studies in the Relations between the Mamluk Sultanate and the Mongol Ilkhanate (1260–1335). Turnhout, Belgium, 2013. 148 p.

Annales ecclesiastici Caesaris Baronii. 37 Vols. / Raynaldus O., Theiner A. (eds.). Barri-Ducis, 1864–1883.

Bihl М. De duabus epistolis fratrum minorum Tartariae aquilonaris an. 1323 // Archivum Franciscanum Historicum. Quaracchi, Firenze, 1923. № 16/1–2. P. 89–103.

Bihl M., Moule A. C. Tria nova documenta de missionibus Fr. Min. Tartariae Aquilonaris annorum 1314–1322 // Archivum Franciscanum Historicum. Quaracchi, Firenze, 1924. № 17. P. 55–71.

Bullarium Franciscanum Romanorum Pontificum. Vol. V. Benedicti XI., Clementis V., Ioannis XXII. monumenta / Eubel K. (ed.). Romae, 1898. 643 p.

DeWeese D. A. A Neglected Source on Central Asian History: The 17th-century Yasavi Hagiography Manaqib al-Akhyar // Essays on Uzbek History, Culture, and Language. Bloomington, Ind., 1993. P. 38–50.

DeWeese D. A. Islamization and Native Religion in the Golden Horde. Baba Tūkles and Conversion to Islam in Historical and Epic Tradition. University Park, PA, 1994. 656 p.

DeWeese D. A. Islamization in the Mongol Empire // The Cambridge History of Inner Asia. The Chinggisid Age. Cambridge, UK; New York, 2009. P. 120–134.

Fedalto G. La chiesa latina in Oriente. Verona, 1973. 526 p.

Golden P. B. Religion among the Qipčaqs of Medieval Eurasia // Central Asiatic Journal. Wiesbaden, 1998. № 42/2. P. 180–237.

Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica della Terra santa e dell'Oriente francescano. 5 Vols. Quaracchi, Firenze: Collegio di S. Bonaventura, 1906–1927.

Jackson P. The Mongols and the West, 1221–1410. Harlow, UK, 2005. 414 p.

Loenertz R. J. Les Missions dominicaines en Orient au quatorzième siècle et la Société des frères pérégrinants // Archivum fratrum praedicatorum. Romae, 1932. № 2. P. 1–83.

Loenertz R. J. La Société des Frères Pérégrinants. Étude sur l’Orient Dominicain. Vol. I. Étude sur l'orient dominicain. Roma, 1937. 209 p.

Marino Sanudo Torsello. Book of the Secrets of the Faithful of the Cross (= Liber secretorum fidelium crucis). Burlington, VT, 2011. 475 p.

May T. The Mongol Conquest in World History. London, 2011. 319 p.

Melville Ch. Padshah-i Islam: Тhe Conversion of Sultan Mahmud Ghazan Khan // Pembroke Papers. Cambridge, England, 1990. № 1. P. 159–177.

Monumenta historiae Patriae edita iussu regis Caroli Alberti. Vol. II. Leges. Torino, 1838. T. I. 1773 p.

Moule A.C. Fourteenth Century Missionary Letters // The East & the West: a quarterly review for the study of missionary problems. Westminster, 1921. № 19. P. 357–366.

Moule A. C. Textus duarum epistolarum Fr. Minorum Tartarie Aquilonaris an. 1323 // Archivum Franciscanum Historicum. Quaracchi, Firenze, 1923. № 16/1–2. P. 104–112.

Richard J. La Papauté et les missions d’Orient au Moyen Age (XIIIe–XVe siècles). Rome, 1998. 331 p.

Richard J. Missions to the North of the Black Sea: Thirteenth and Fourteenth Centuries // The Spiritual Expansion of Medieval Latin Christendom: The Asia Missions / Ryan J.D. (ed.). Farnham, 2013. P. 343–356.

Ryan J. D. Christian Wives of Mongol Khans: Tatar Queens and Missionary Expectations in Asia // The Spiritual Expansion of Medieval Latin Christendom: The Asia Missions. Farnham, 2013. P. 285–296.

Sinor D. Some Latin Sources on the Khanate of Uzbek // Essays on Uzbek History, Culture, and Language. Bloomington, Ind., 1993. P. 110–119.

Soranzo G. Il Papato, l’Europa cristiana e i Tartari. Milano, 1930. 624 p.

The Travels of Ibn Battuta, A.D. 1325–1354 / Gibb H.A.R., Defrémery C., Sanguinetti B.R. (eds.). Cambridge, England, 1962. Vol. 2. 367 p.

Wadding L. Annales Minorum seu trium ordinum a S. Francisco institutorum. 32 Vols / Fonseca J.M.R. da (ed.). Quaracchi, Firenze; Romae, 1931–1954.

William of Adam (Guillelmus Ade). How to Defeat the Saracens = Tractatus quomodo Sarraceni sunt expugnandi / Constable G., Chakravarti R., Constable O.R., Kolbaba T. (eds.). Washington, D.C., 2012. 138 p.


Refbacks

  • There are currently no refbacks.