“Teacher” – the word to designate profession or piety? (“Children from Nobles’ Families” of Prince Vladimir and their Fate in pre-Petrine Rus)

D. M. Bulanin

Abstract


The book was considered in Old Russia as an organic element of church life, therefore the separation of technological procedures (reading and writing) from the contents of the handwritten codex used to be marked as something blasphemous. This is the reason why starting from antiquity (cf. the story of “Tale of Bygone Years” about Prince Vladimir, who picked children “for book learning”), there existed none of the correctly organized school in Russia - there were neither the schools of the Latin type nor of the Byzantine type. The literacy was spread implicitly - in the course of acquaintance with the contents of Psalter and the Book of Hours. Surely there was no place reserved for special verbal arts. Cultural stereotypes of this kind turn out to be extreemly stable, so that relict phenomena demonstrating the inseparability of school disciplines from the confession persist until the transitional era. Their echoes can be identified in the intrigues that accompanied the opening of the Moscow Academy at the end of the 17th century. One of the bearers of the tradition proves always to be the vocabulary. The article traces certain terms from Old Russian relating to the process of learning literacy - the designations that have been used to point the regulators of this process. It turns out that in cultural life, throughout the medieval period, the words “teacher” and “master” were opposed as the antonyms. The first of the words was associated with piety, usually only the bearer of the spiritual title could have been recognized as a “teacher”, and the unmotivated use of the term might provoke a sharp protest. As for the word “master”, devoid of sacred connotations, the people carefully avoided to use it in relation to the teacher of reading and writing abilities (the article also explains rare exceptions to the general rule that occur in sources no earlier than the 15th century). Contrary to the historiographical myth, there were no institutionalized post of “master of literacy” in Old Russia.


Keywords


Book, reading, writing, school, academy, piety, denomination, teacher, confessor, master of literacy.

References


Древнерусские иноческие уставы: Амвросий (Орнатский). Уставы российских монастыреначальников / Сост. Т. В. Суздальцева. М.: «Северный паломник», 2001. 292 с.

Апостолов А. Г. Школа, образование и учебная книга в России в XVII в. // Советская педагогика. 1974. № 4. С. 103-111.

Беляков А. В. Служащие Посольского приказа: 1645-1682 гг. СПб.: «Нестор-История», 2017. 368 с.

Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: «Наука», 2000. Т. 10. 618 с.

литературы Древней Руси. СПб.: «Наука», 2001. Т. 11. 684 с.

Буланин Д. М. Несколько параллелей к главам III-IV Жития Константина-Кирилла // Кирило-Методиевски студии. София: Издателство на Българска Академия на науките, 1986. Кн. 3. С. 91-107.

Буланин Д. М. У истоков классического образования в Москве: (Памятник братьям Лихудам) // Schnittpunkt Slavistik: Ost und West im wissenschaftlichen Dialog. Festgabe für H. Keipert zum 70. Geburtstag. Teil 1: Slavistik im Dialog – einst und jetzt. Göttingen: Bonn University Press, 2012. C. 159-186.

Виктор (Рождественский В. П.), священник. Об изданиях для народа. М.: Синодальная тип., 1865. 72 с.

Володихин Д. М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII в. М.: Изд-во Московского городского объединения архивов, 1993. 210 с.

Горфункель А. Х. Андрей Белобоцкий – поэт и философ конца XVII – начала XVIII в. // ТОДРЛ. М.; Л., 1962. Т. 18. С. 188-213.

Горфункель А. Х. «Исповедание веры» Яна (Андрея) Белобоцкого // Palaeoslavica. 1999. Vol. 7. C. 116-135.

Гранстрем Е. Э. Описание русских и славянских пергаменных рукописей (Государственной публичной библиотеки). Л., 1953. 132 с.

Демидова Н. Ф. Приказные школы начального образования в Москве XVII в. // Торговля и предпринимательство в феодальной России: К юбилею профессора русской истории Н. Б. Голиковой. М.: «Археографический центр», 1994. С. 152-167.

Демков М. И. История русской педагогии. Ч. 1: Древнерусская педагогия (XI-XVII вв.). 2-е изд., испр. СПб., 1899. 310 с.

Емченко Е. Б. Стоглав: Исследование и текст. М.: «Индрик», 2000. 496 с.

Живов В. Из церковной истории времен Петра Великого: Исследования и материалы. М.: «Новое литературное обозрение», 2004. 360 с. ( = Научное приложение. Вып. 42).

Живов В. М. История языка русской письменности. В 2 т. М.: Ун-т Дмитрия Пожарского, 2017. Т. 1. С. 1-816; Т. 2. С. 817-1286.

Забелин И. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. М.: Ин-т русской цивилизации, 2014. 1056 с.

Историческое известие о Московской академии, сочиненное в 1726 году от справщика Федора Поликарпова и дополненное преосвященным епископом Смоленским Гедеоном Вишневским // Древняя российская вивлиофика. 2-е изд. М., 1791. Ч. 16. С. 295-306.

История русской переводной художественной литературы: Древняя Русь. XVIII век. Т. 1: Проза. СПб.: «Дмитрий Буланин»; Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verlag, 1995. 316 с. (= Bausteine zur slavischen Philologie und Kulturgeschichte. Reihe A: Slavistische Forschungen. N. F. Bd 13/73).

Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. 2-е изд. Сергиев Посад: Изд. книжного магазина М. С. Елова, 1914. IV+567+X c.

Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд., пересмотр. и доп. Пг.: «Земля», 1915. XXII+746 c.

Лукичев М. П. К истории школьного образования в России в XVII веке // Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси: (Малоисследованные проблемы и источники). М.: Академия педагогических наук СССР, 1983. С. 84-88.

Лукичев М. П. Боярские книги XVII века. Труды по истории и источниковедению. М.: «Древлехранилище», 2004. 536 с.

Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М.: «Наука», 1975. 368 с.

Миропольский С. И. Очерк истории церковно-приходской школы от ее возникновения на Руси до настоящего времени. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, 2006. 406 с.

Мошкова Л. В. Конфессиональный компонент в славянской литературе для начального обучения XVI-XVII вв. // Западноевропейская и российская учебная литература XVI - начала XX вв.: (Конфессиональный аспект). М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. С. 74-115 (= Фундаментальные исследования Института истории педагогики Российской Академии образования. Труды 2008-2012 гг.).

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. М. «Педагогика», 1989. 480 с.

Панич Т. В. Две редакции соборного определения по делу Григория Скибинского: (Материалы к биографии писателя) // Власть, общество и человек в исторических и литературных источниках XVI-XX вв. Новосибирск, 2012. С. 110-134 (= Археография и источниковедение Сибири. Вып. 30).

Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI–XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1991. 254 с.

Педагогическая энциклопедия. В 4 т. М.: «Советская энциклопедия», 1965. Т. 2. 912 стб.

Преподобный Димитрий Прилуцкий: Житие и служба / Изд. С. А. Семячко, Ф. В. Панченко. Вологда, 2018. 384 с.

Православная энциклопедия. М.: «Православная энциклопедия», 2005. Т. 10. 752 с.

Православная энциклопедия. М.: «Православная энциклопедия», 2006. Т. 14. 752 с.

Музыкальная эстетика России ХI-ХVIII веков / Сост. А. И. Рогов. М.: «Музыка», 1973. 244 с.

Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века / Подгот. А. И. Плигузов и др. М., 1987. Ч. 2. С. 221-457.

Рыжов А. Н. Генезис педагогических понятий в России в XI-XX вв. М.: «Прометей», 2012. 300 с.

Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. 2-е изд., испр. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2008. 608 с.

Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в России, странах СНГ и Балтии: XIV век. Вып. 1: (Апокалипсис-Летопись Лаврентьевская). М.: «Индрик», 2002. 768 с.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3: XVII в. Ч. 4: Т-Я. Дополнения. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2004. 896 с.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 4: Указатели. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2017. 896 с.

Соболевский А. И. Образованность Московской Руси XV-XVII веков. СПб.: Тип. А. М. Вольфа, 1892. 26 с.

Соболевский А. И. Сочинения Григория Скибинского // Чтения ОИДР. 1914. Кн. 2. Отд. II. С. 1-274.

Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полного сведения о жизни и деяниях государя императора Петра Великого / Изд. Ф. Туманский. СПб.: Печатано у И.-К. Шнора, 1788. Ч. 10. 300 с.

Словарь русского языка XI-XVII вв. М.: «Наука», 1995. Вып. 20. 288 с.

Тимошина Л. А. «Греко-славянские школы» и русская жизнь XVII в. // Очерки феодальной России. М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2010. Вып. 14. С. 558-699.

Пропозиции Федора Салтыкова / С предисл. П. Н. Тиханова. СПб., 1891. XXVII+36+30 c. (= ПДП. Вып. 83).

Фонкич Б. Л. Новые материалы для биографии Лихудов // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1987 г. М.: «Наука», 1988. С. 61-70.

Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII веке. М.: «Языки славянских культур», 2009. 296 с.

Харлампович К. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. Казань: Изд. книжного магазина М. А. Голубева, 1914. Т. 1. XXIV+878+LXVI c.

Цветаев Д. Памятники к истории протестантства в России. М.: Изд. ОИДР, 1888. Ч. 1. XXII+246 c.

Преподобный Мартиниан, Белозерский чудотворец / Подгот. Е. Э. Шевченко. СПб.: «Пушкинский Дом», 2014. 410 с.

Шибаев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века: Историко-кодикологическое исследование. М.; СПб.: «Альянс-Архео», 2013. 560 с.

Шибаев М. А. Дьяк Олешка Павлов и книгописное дело в Кирилло-Белозерском монастыре в первой половине XV века // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2016. Т. 21. № 4. С. 56-62.

Ягич И. В. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковно-славянском языке // Исследования по русскому языку. СПб.: Отделение РЯС имп. АН, 1885-1895. Т. 1. С. 324-609.

Bushkovitch P. Religion and Society in Russia: The Sixteenth and Seventeenth Centuries. New York; Oxford: Oxford University Press, 1992. 278 p.

Keipert H. Die «Knabenlese» Vladimirs des Heiligen – eine angelsächsisch-skandinavische Reminiszenz? // Zeitschrift für slavische Philologie. 2009. Bd 66. S. 37-60.

Mertz G. Die Pädagogik der Jesuiten nach den Quellen von der ältesten bis in die neueste Zeit. Heidelberg: C. Winter’s Universitätsbuchhandlung, 1898. 192 S.

Podskalsky G. Griechische Theologie in der Zeit der Türkenherrschaft (1453-1821): Die Orthodoxie im Spannungsfeld der nachreformatorischen Konfessionen des Westens. München: C. H. Beck Verlag, 1988. XIV+440 S.

Podtergera I. Zum lateinischen Hintergrund der Moskauer “Gräkophilie” in der zweiten Hälfte des 17. Jahrhunderts // Iter philologicum: Festschrift für H. Keipert zum 65. Geburtstag. München: Verlag Otto Sagner, 2006. S. 139-156 (= Die Welt der Slaven, Sammelbd 28).

Strakhov O. B. The Byzantine Culture in Muscovite Rus’: The Case of Evfimii Chudovskii (1620-1705). Köln; Weimar; Wien: Böhlau Verlag, 1998. 350 S. (=Bausteine zur slavischen Philologie und Kulturgeschichte. Reihe A: Slavistische Forschungen. N. F. Bd 26).


Refbacks

  • There are currently no refbacks.