Утраченный рукописный источник русского хронографа (опыт реконструкции состава)

D. M. Bulanin

Аннотация


Автор статьи обращается к одному из центральных исторических памятников XVI в. – к Русскому Хронографу. В Хронографе впервые в русской средневековой историографии были слиты в единый рассказ повествование о прошлом самой Древней Руси с повествованием об истории тех царств, которые связаны были с реализацией на земле Божественного Промысла, руководящего судьбой человеческого рода. Таким образом, достигалась главная цель – продемонстрировать новый, сакральный статус Московского царства. На сегодняшний день твердо установлено, что Русский Хронограф явился на свет в годы правления великого князя Василия III и что памятник есть результат трудов иноков Волоколамского монастыря. Одна из наиболее сложных задач, связанных с изучением Русского Хронографа, заключается в опознании его прямых и косвенных источников. Это объясняется тем, что мы не располагаем теми рукописями, которые непосредственно использовались составителями памятника в скриптории Волоколамского монастыря.

Среди прочего, не дошла до нас и рукопись со славянским переводом Хроники Константина Манассии, который, несомненно, имели в своем распоряжении составители Хронографа. Это весьма болезненная утрата, потому что Хроника Манассии служила одним из главных источников, по которому волоколамские книжники строили свое изложение мировой истории. Цель настоящей статьи заключается в более или менее точной реконструкции несохранившейся восточнославянской рукописи, включавшей в свой состав Хронику Манассии. Автор статьи доказывает, что кодекс, бывший в руках у сочинителей Хронографа, точно воспроизводил состав доступных нам южнославянских рукописей, включающих в свой состав перевод Хроники Манассии, но отнюдь не ограничивающихся этим произведением. Соответственно, утраченная русская рукопись включала, как и ее южнославянские аналоги, целый комплекс вступительных переводных статей, касающихся христианской догматики, космогонии и эсхатологии. В обоснование выдвинутого в статье тезиса автор сравнивает текст трех статей, посвященных Сотворению Мира и читающихся в южнославянских сборниках с Хроникой Манассии, с одной стороны, и текст начальных глав Русского Хронографа, повествующих о том же самом предмете, с другой стороны. При этом выясняется, что текст Хронографа был составлен по пяти различным источникам, три из которых находились в упомянутом вступительном комплексе утраченной рукописи, четвертым послужил текст Хроники Манассии, а пятым – канонический текст Библии. Дополнительным аргументом в обоснование предпринятой в статье реконструкции служит наличие параллельных чтений в «Исповедании веры», предпосланном основному рассказу в Русском Хронографе, и в двух текстах догматического содержания, которые несомненно также имелись в утраченной рукописи в составе все того же вступительного комплекса.


Ключевые слова


Хронограф, летопись, хроника, перевод, компиляция, шесть дней творения, догматика, космогония, эсхатология.

Полный текст:

PDF

Литература


Археографический обзор славянских списков Хроники Константина Манассии // Среднеболгарский перевод Хроники Константина Манассии в славянских литературах. София: Изд-во на Българска Академия на науките, 1988. С. 72-102.

Баранкова Г. С. Шестодневы повествовательные // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 165-180.

Баранкова Г. С. К вопросу о переводах Шестоднева Севериана Гавальского в древнеславянской и древнерусской книжности // Лингвистическое источниковедение и история русского языка. 2001 г. М.: «Древлехранилище», 2002. С. 5-46.

Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1: XI-XII века. СПб.: «Наука», 1997. 544 с.

Буланин Д. М. Translatio studii: Путь к русским Афи-нам // Пути и миражи русской культуры. СПб.: «Северо-Запад», 1994. С. 87-154.

Буланин Д. М. Опыт комплексного описания: Афон в древнерусской письменности до конца XVI в.: (Из истории образа по памятникам, учтенным в «Словаре книжников и книжности Древней Руси», а также пропущенным при его подготовке) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: (Вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 3: Библиографические дополнения. Приложение. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. С. 427-763.

Каталог памятников древнерусской письменности XI-XIV вв.: (Рукописные книги) / Отв. ред. Д. М. Буланин. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2014. 944 с.

Библиографические дополнения к статьям, помещенным в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» (вып. 2, части 1-2) / Сост. Д. М. Буланин, О. В. Творогов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: (Вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 3: Библиографические дополнения. Приложение. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. С. 5-426.

Васильев А. А. Палея Историческая // Васильев А. А. Anecdota graeco-byzantina. Mosquae, 1893. Pars 1. С. 188-292.

Велинова В. Н. Сборниците от времето на Йоан Алек-сандър и съдбата им в балканската книжовна традиция // Beati possidentes: Юбилеен сборник, посветен на 60-годишнината на проф. Боряна Христова. София: Национална библиотека «Св. св. Кирил и Методий», 2012. С. 276-287.

Велинова В. Н. Среднобългарският превод на Хрони-ката на Константин Манасий и неговият литературен контекст. Автореф. … дис. «Доктор на науките». София, 2013. 38 с.

Гласник Српскога ученог друштва. Т. 67: Витковић Г. Прошлост, установа и споменици угарских краљевих Шаjкаша. 6.. Београд, 1887. 520 с. ( гл. 6: Српски историjски и књижевни споменици).

Книга, нарицаема Козьма Индикоплов / Изд. подгот. В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина. М.: «Индрик», 1997. 774 с.

Дмитриева Р. П. Описи рукописей Иосифо-Волоколамского монастыря XVI в. // Книжные центры Древней Руси: Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л.: «Наука», 1991. C. 16-99.

Летописец Еллинский и Римский. Т. 1: Текст. СПб.: «Дмитрий Буланин», 1999. 514 с.

Летописец Еллинский и Римский. Т. 2: Комментарий и исследования О. В. Творогова. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2001. 270 с.

Ким С. С. Проповедь Севериана, епископа Гавальского, из цикла гомилий о Сотворении мира (CPG 4195) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. Екатеринбург, 2011. Вып. 2. С. 262-275.

Клосс Б. М. О времени создания Русского хронографа // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: «Наука», 1971. Т. 26. С. 244-255.

Клосс Б. М. Иосифо-Волоколамский монастырь и лето-писание конца XV-первой половины XVI в. // Вспомогательные исторические дисциплины. Л.: «Наука», 1974. Т. 6. С. 107-125.

Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. М.: «Наука», 1980. 312 с.

Корогодина М. В. Кормчая книга в Галиции: (XVI-начало XVII века). СПб.: БАН, 2015. 194 с.

Куев К. Иван Александровият сборник от 1348 г. София: Изд-во на Българска Академия на науките, 1981. 412 c.

Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. 500 с.

Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. М.: «Наука», 1979. 360 с.

Космологические идеи в древнерусских версиях «Шестоднева» Севериана Габальского // Космологические произведения в книжности Древней Руси. В 2 ч. Ч. 2: Тексты плоскостно-комарной и других космологических традиций / Изд. подгот. В. В. Мильков, С. М. Полянский. СПб.: «Мiръ», 2009. 624 с. (=Памятники древнерусской мысли: Исследования и тексты. Вып. 4 (2)).

Милютенко Н. И. К вопросу о некоторых источниках Речи Философа // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2004. Т. 55. С. 15-17.

Музейное собрание рукописей: Описание. Т. 1: (№№ 1-3005) / Под ред. И. М. Кудрявцева. М., 1961. 524 с.

Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений: (X-XI вв.). СПб., 1906. 596 с.

Описание Рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. Т. 3. Вып. 1 (2-е изд., доп.). 708 с.

Петковић С. Опис рукописа манастира Крушедол. Сремски Карловици, 1914. 262 с. (Описи рукописа православних српских манастира у митрополиjи Карловачкоj. Т. 1).

Попов А. Н. Обзор Хронографов русской редакции. М., 1869. Вып. 2. 288 с.

Попов А. Н. Книга бытиа небеси и земли (Палея историческая) с прибавлением Сокращенной палеи русской редакции // Чтения в Обществе истории и древностей Российских. 1881. Кн. 1. С. I-XXXIV, 1-172, 1-92, I-XVI.

Полное собрание русских летописей. Т. 22: Русский Хронограф. Ч. 1: Хронограф редакции 1512 года. СПб., 1911. 568 с.

Радошевић Н. Никонов Шестодневник у рукопису манастира Савине 21: Спис «О стварању света» Севериjана, епископа Гавале, у српскословенском преводу // Никон Jерусалимац: Вриjeме - личност - дjело: Зборник радова са међународног научног симпосиона на Скадарском jезеру 7.–9. септембра 2000. године. Цетиње, 2004. С. 167-184.

Савельева Н. В. Космологическая компиляция «Слово о Святой Троице» и ее бытование в составе древнерусских сборников // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб.: «Наука», 2007. Т. 58. С. 557-585.

Салмина М. А. Хроника Константина Манассии на Руси // Среднеболгарский перевод Хроники Константина Манассии в славянских литературах. София: Изд-во на Българска Академии на науките, 1988. С. 59-71.

Салмина М. А. Русский извод Хроники Константина Манассии // Среднеболгарский перевод Хроники Константина Манассии в славянских литературах. София: Изд-во на Българска Академии на науките, 1988. С. 50-58.

Сельс Л. Славянский «Корпус Гексамерона»: Перевод XIV века и Иоанн Экзарх Болгарский // Проблеми на Кирило-Методиевското дело и на българска култура през XIV век. София, 2007. С. 619-626 (Кирило-Методиевски студии. Т. 17).

Книга Юбилеев / Введение и русский перевод А. В. Смирнова: 2-й вып. апокрифов Ветхого Завета. Казань, 1895. 208 с.

Среднеболгарский перевод Хроники Константина Манассии в славянских литературах. София: Изд-во на Българска Академии на науките, 1988. 490 с.

Срезневский В. И. Сведения о рукописях, печатных изданиях и других предметах, поступивших в Рукописное отделение Библиотеки имп. Академии наук в 1902 году. СПб., 1903. 110+XVIII с. (Из-вестия имп. Академии наук. Сер. V. Т. 19).

Каталог Народне библиотеке у Београду. Т. 4: Рукописи и старе штампане књиге / Саставио Љ. Стоjановић. У Београду, 1903. 446 с.

Каталог рукописа и старих штампаних књига: Збирка Спрске краљевске Академиjе / Саставио Љ. Стоjановић. Београд, 1903. 268 с.

Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л.: «Наука», 1975. 320 с.

Творогов О. В. Хронограф Русский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: (Вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 2: Л-Я. Л.: «Наука», 1989. С. 499-505.

Турилов А. А. Старые заблуждения и новые «блохи» // Вестник церковной истории. 2009. № 1-2 (13-14). С. 321-361.

Яцимирский А. И. Славянские и русские рукописи румынских библиотек. СПб., 1905. 966 с. (Сборник Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук. Т. 79).

Halkin F. Bibliotheca Hagiographica Graeca. 3 ed. Bruxelles, 1957. Vol. 3. 352 p.

Clavis Patrum Graecorum / Cura M. Geerard. Brepols; Turn-hout. 1979. Vol. 3. 574 p.

Franklin S. Some Apocryphal Sources of Kievan Russian Historiography // Oxford Slavonic Papers. N. S. 1982. Vol. 15. P. 1-27.

Goez W. Translatio imperii: Ein Beitrag zur Geschichte des Geschichtsdenkens und der politischen Theorien im Mittelalter und in der frühen Neuzeit. Tübingen, 1958. 400 s.

Novaković St. Srpsko-slovenski zbornik iz vremena despota Stefana Lazarevića // Starine. U Zagrebu, 1877. Kn. 9. S. 1-47.

Panaitescu P. Manuscrisele slave din Biblioteca Academiei RPR. Bucureşti, 1959. Vol. 1. 406 р.

Patrologiae cursus completus. Series graeca / Ed. J. P. Migne. Parisiis, 1864. T. 43. 1332 col.

Wolska W. La Topographie chrétienne de Cosmas Indicopleustès: Théologie et science au VIe siècle. Paris, 1962. 330 р.

Zellinger J. Die Genesishomilien des Bischofs Severian von Gabala. Münster in Westfalen, 1916. 128 S. (=Alttestamentliche Abhandlungen. Bd. 7. H. 1).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


ISSN 2222-9027 (Print)
ISSN 2226-0986 (Online)