About bishopic monasteries and eparchs’ rights to Kievan Rus monasteries

P. I. Gaydenko

Abstract


One of the most important institutions of Old Russian church organization and Old Russian state were the monasteries. Although the activity of monastic orders of Eastern Slavic society has repeatedly been the subject of special scientific historiographic research, many aspects of Old Russian monastic life have not yet been given proper consideration. Such areas may well include the questions of the relationship between monasticism and episcopacy, and the activity of the bishopic (episcopal) mansions.

The life of ancient monasteries did not only have special features, but also in many ways mirrored the situation in Byzantium. In the Empire of Romans (the Eastern Roman Empire), the contradictions between the episcopate and monasteries also existed. However, in Russia, the web of these internal ecclesiastic issues was more complicated since there was no elaborate domestic written law; the question of canonical norms body also loomed large. Under the current conditions of the broad powers of Old Russian monasticism autonomy, the episcopate had to take efforts to found their own monasteries.

The present paper attempts to identify a number of features in the principles of organization and activity of ancient Russian bishopic monasteries.


Keywords


Kievan Rus; Old Russian church; canon law of Ancient Rus; Old Russian monasteries; episcopal (bishopic) monasteries of Ancient Rus; church and state relations of Ancient Rus; internal church relations in Ancient Rus.

Full Text:

PDF

References


Адемар Шабанский. Хроника // Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Т. 4: Западноевропейские источники. Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. С. 86-89.

Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-латинских споров IX-XII веков. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. 648 с.

Бруно Квертфуртский. Послание к германскому королю Генриху II // Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Т. 4: Западноевропейские источники. Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. С. 55-62.

Воейков Н. Н. Церковь, Русь и Рим. Джорданвиль: Свято-Троицкий монастырь, 1983. 512 с.

Вопросы Кирика, Саввы и Ильи, с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц // Русская историческая библиотека. Т. 6: Памятники канонического права: Ч. 1: Памятники XI-XV в. СПб., 1880. Стб. 21-62

Гайденко П. И., Москалёва Л. А., Фомина Т. Ю. Церковь домонгольской Руси: иерархия, служение, нравы. М.: «Университетская книга», 2013. 150 с.

Гайденко П. И., Филиппов В. Г. Церковные суды в Древней Руси (XI – середина XIII века): Несколько наблюдений // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: История. Вып. 45. 2011. № 12 (227). С. 106-111.

Гайденко П. И., Фомина Т. Ю. О церковном статусе Кирика Новгородца и иных составителей «Вопрошания» // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: История. 2012. № 16 (270). С. 83-92.

Галимов Т. Р. «Желают иметь Господина Папу своим преимущественным господином и отцом»: к проблеме возникновения церковной унии на южнорусских землях (середина XIII в.) // Церковь. Богословие. История. Материалы III Международной научно-богословской конференции, посвященной 130-летию Екатеринбургской епархии и памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Екатеринбург. 6-7 февраля 2015 г. / Екатеринбургская митрополия, Екатеринбургская духовная семинария Миссионерский институт Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Институт гуманитарных наук и искусств Лаборатория археографических исследований. Екатеринбург: Екатеринбургская духовная семинария, 2015. С. 95-100.

Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: Т. 1: Период первый, Киевский или домонгольский: Ч. 1. М., 1901. 968 с.

Дворниченко А. Ю., Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А., Шапошник В. В. Русское православие: от крещения до патриаршества. СПб.: СПбГУ, 2012. 412 с.

Житие Авраамия Смоленского // Библиотека литературы Древней Руси: Т. 5: XIII век / под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб.: «Наука», 2005. С. 30-65, 456-459.

Житие Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси: XI — начало XII века / сост. и общ. ред. Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачёва. М.: «Художественная литература», 1978. С. 305-392, 456-458.

Иванов С. А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? / РАН Ин-т славяноведения. М.: Языки славянской культуры, 2003. 376 с.

Канонические ответы митрополита Иоанна II // Русская историческая библиотека. Т. 6: Памятники канонического права: Ч. 1: Па-мятники XI-XV в. СПб., 1880. Стб. 1-20.

Кирилла, епископа Туровского, сказание о черноризском чине из Ветхого Завета и Нового: того носит образ, а этого наполняет делами // Колесов В.В. Творения бл. Кирилла Туровского. Притчи, слова, молитвы. Исследования и тексты / публ., коммент., предисл., пер. В. В. Колесова. М.: «Палея», 2009. С. 53-64.

Костромин К. А., свящ. Проблема атрибуции «Слова Феодосия, игумена Печерского, о вере крестьянской и о латыньской» // Христианское чтение: научно-богословский журнал, 2011. 1(36). С. 6-97.

Костромин К. А. Церковные связи Древней Руси с Западной Европой (до середины XII в.): Страницы истории межконфессиональных отношений. Saarbrücken: LAP, 2011. 257 с.

Костромин К. А. Развитие антилатинской полемики в Киевской Руси (XI – сер. XII вв.): Страницы истории межцерковных отношений. Saarbrüken: Sanktum, 2013. 149 с.

Костромин К.А., свящ. Разделение церквей в кон-тексте общеевропейской и международной политики IX-XII вв. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. № 1. С. 14-22.

Костромин К. А., прот. Конфессиональная поли-культурность Киевской Руси нач. XI в. // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Альманах. Вып. 3: Материалы научной конференции «Рав-ноапостольный князь Владимир и формирование русской цивилизации», Санкт-Петербург, 23-24 сентября 2015 г. / под. ред. к.и.н., прот. К. А. Костромина. СПб., 2015. С. 48-75.

Кривошеев Ю. В. Гибель Андрея Боголюбского: Ис-торическое расследование. СПб.: СПбГУ, 2003. 240 с.

Кузьмин А. Г. Крещение Руси. М.: «Эксмо»; «Алго-ритм», 2004. 416 с.

Ламперт Херсфельдский. Анналы // Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Т. 4: Западноевропейские источники. Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. С. 115-121.

Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2: История Русской Церкви в период совершенной зависимости её от константинопольского патриарха (988-1240) / науч. ред. А. В. Назаренко. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. 704 с.

Мильков В. В. Предисловие к публикации [Послание Ярославу, князю Муромскому, о вере латинской] // Творения митрополита Никифора / [изд. подгот. С. М. Полянским; отв. ред. М. Н. Громов, С. М. Полянский]; ИФ РАН, РГБ, ГИМ. М.: «Наука», 2006. С. 152.

Мильков В. В., Симонов Р.А. Кирик Новгородец: учёный и мыслитель / Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. VII. М.: Изд-во «Кругъ», 2011. 544 с.

Морозов М. А. Монастыри средневековой Византии: Хозяйство, социальный и правовой статусы. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2005. 174 с.

Морозов М. А. Императорское ктиторство при Комнинах и Российские традиции // Труды кафедры истории России с древнейших времён до XX в. / отв. ред. Д. Ю. Дворниченко. СПб.: СПбГУ, 2006. С. 362-375.

Морозов М. А. Церковная собственность и ктиторство в Византии при императоре Юстиниане // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. 2010. № 2. С. 77-87.

Мошин В. Послание русского митрополита Леона об опресноках в Охридской рукописи // Byzantinoslavica, 24. 1963. P. 87–105.

Мурьянов М. Ф. К культурным взаимосвязям Руси и Запада в XII в. // Мурьянов М. Ф. История книжной культуры России. Очер-ки: В 2 ч. СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2007. Ч. 1. С. 163-176.

Мучай С., Джуери С., Ристани И., Пентковский А. М. Средневековые церкви в долине Шушицы (Южная албания) и славянская епископия свт. Климента Охридского // Slověne. 2014. Т. 3. № 1. С. 5-42.

Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. М.: «Языки русской культуры», 2002. 784 с.

Неборский М. Ю. Митрополит Никифор и антилатинская полемика на Руси // Творения митрополита Никифора / [изд. подгот. С. М. Полянским; отв. ред. М. Н. Громов, С. М. Полянский]; ИФ РАН, РГБ, ГИМ. М.: «Наука», 2006. С. 334-339.

Неведомы(х) словесъ . изложено Георгиемъ . митрополито(м) Киевскымъ . Герману игоумену въпрашающу . оному поведающу // Славяне и их соседи. Славянский мир между Римом и Константинополем. М.: «Индрик», 2004. Вып. 11. С. 233-255.

Павлов А. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. 210 с.

Повесть Кирилла, многогрешного монаха, о белоризцах и о монашестве, о душе и о покаянии — Василию, игумену Печерскому // Колесов В.В. Творения бл. Кирилла Туровского. Притчи, слова, молитвы. Исследования и тексты / публ., коммент., предисл., пер. В. В. Колесова. М.: «Палея», 2009. С. 41-52.

Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237 гг.) / пер. А. В. Назаренко; под ред. К. К. Акентьева. СПб.: Византинороссика, 1996. Т. 1. 572 с.

Полянский С. М. Никифор – выдающийся мыслитель Древней Руси // Творения митрополита Никифора / [изд. подгот. С. М. Полянским; отв. ред. М. Н. Громов, С. М. Полянский]; ИФ РАН, РГБ, ГИМ. М.: «Наука», 2006. С. 5-86.

Послание Владимиру Мономаху о вере латинской // Творения митрополита Никифора / [изд. подгот. С. М. Полянским; отв. ред. М. Н. Громов, С. М. Полянский]; ИФ РАН, РГБ, ГИМ. М.: «Наука», 2006. С. 129-139.

Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская летопись. М.: «Языки славянской культуры», 2001. 496 с.

Полное собрание русских летописей. Т. 2: Ипатьевская летопись. М.: «Языки славянской культуры», 2001. 648 с.

Полное собрание русских летописей. Т. 3: Новгородская летопись старшего и младшего изводов. М.: «Языки славянской культуры», 2000. XII, 720 с.

Полное собрание русских летописей. Т. 9: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М.: «Языки славянской культуры», 2000. 288 с.

Послание Феодосия Печерского князю Изяславу Ярославичу «О вере христианской и о латыньской» // Памятники общественной мысли Древней Руси: Т. 1: Домонгольский период / сост, автор вступ. ст. и коммент. И. Н. Данилевский. М.: РОССПЭН, 2010. С. 295-297.

Послания папы Григория VII к польскому князю Болеславу II и киевскому князю Изяславу Ярославичу (1075 г.) // Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Т. 4: Западноевропейские источники. Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. С. 111-114.

Послание Ярославу, князю Муромскому, о вере латинской // Творения митрополита Никифора / [изд. подгот. С. М. Полянским; отв. ред. М. Н. Громов, С. М. Полянский]; ИФ РАН, РГБ, ГИМ. М.: «Наука», 2006. С. 153-170.

Рубрук Вильгельм, Карпини Иоанн Плано. Ис-тория Монголов. Путешествие в восточные страны / введение, перевод и примечания А. И. Малеина. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1911. 232 с.

Симонова А. А. Эволюция древнерусского религиозного мировоззрения XI – XIV вв.: Дисс. к.и.н. М., 2011. 336 с.

Симонова А. А. Основание Успенской церкви Киево-Печерского монастыря. Западные параллели // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях: Альманах / под ред. д.и.н. П. И. Гайденко. СПб.; Казань, 2014. Вып. 1. С. 63-72.

Симонов Р.А. Кирик Новгородец (1110 – после 1156/1158) как хартофилакс // Вестник МГУП имени Ивана Фёдорова. 2015. № 4. С. 102-107.

Сказание о житии преподобного Антония Римлянина // Святые русские римляне: Антоний Римлянин и Меркурий Смоленский / подг. текстов и исслед. Н. В. Рамазановой. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2005. С. 233-272.

Сказание о туровском мнихе Мартыне // Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2: История Русской Церкви в период совершенной зависимости её от константинопольского патриарха (988-1240) / науч. ред. А. В. Назаренко. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. С. 583.

Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204): Опыт церковно-исторического исследования / вступ. статья Г. Е. Лебедевой. СПб.: «Изд-во Олега Абышко», 2003. 464 с.

Татищев В. История российская. В 3 кн. М.: АСТ; Ер-мак, 2005. Т. 2. 732, [4] с.

Титмар Мерзебургский. Хроника // Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Т. Н. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. Т. 4: Западноевропейские источники. Сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. C. 63-89.

Толочко П. П. Дворцовые интриги на Руси. СПб.: «Алетейя», 2003. 224 с.

Устав князя Ярослава о церковных судах [Пространная редакция. Основной извод] // Древнерусские княжеские уставы XI-XV вв. / сост. Я. Н. Щапов, отв ред. Л. В. Черепнин. М.: «Наука», 1976. С. 85-91.

Фомина Т. Ю. Епископская власть в домонгольской Руси: истоки, становление, развитие. М.: «Университетская книга», 2014. 360 с.

Цыпин В., прот. Каноническое право. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. 864 с.

Чичуров И. С. Антилатинский трактат Киевского митрополита Ефрема (ок. 1054/55 – 1061/62 гг.) в составе греческого канонического сборника Vat. Gr. 828 // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2007. № 3 (19). С. 107-132.

Щапов Я. Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI-XIV вв. М.: «Наука», 1972. 340 с.

Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М.: «Наука», 1978. 292 с.

Щапов Я. Н. Церковь в Древней Руси (до конца XIII в.) // Русское православие: вехи истории. М.: «Политиздат», 1989. С. 10-70.

Chronicon Sancti Petri Vivi Senonensis // Bibliotheque historique de L’YONNE ou Collection de legends, chroniques et documents divers pour server a l’histoire des differentes contrees qui forment aujourd’hui ce department. T. 2. Auxerre: Perriquet et Rouille, imprimeurs de la societe; Paris: Didron, 1863.


Refbacks

  • There are currently no refbacks.